Страстной
седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя Великого поста
перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о
Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Первые
христиане, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему
человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными
к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным
произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца,
прекращали в дни страстной недели всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже
освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных
преступлениях.
Каждый день Страстной недели - великий и святой.
Первые
три дня страстной недели посвящены усиленному приготовлению к страстям
Христовым. Понедельник,
вторник и среда Страстной недели посвящены воспоминанию последних бесед
Спасителя с учениками и народом.
При внимательном чтении Евангелий
страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением... Поэтому,
читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь
участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним.
Необходимо также благоговейное
размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет и
присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит - размышлять
о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме
страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах,
например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен
на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой:
как был снят с креста и погребен...
Потом спросите самого себя, за что и для чего
претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын
Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что
требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня
бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении,
приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение
умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние
и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ,
делаете ли вы это... Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно
скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви
связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на
Голгофе.
Путь этот может казаться отдаленным
и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель
наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных,
бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он
потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше
оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью
облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей
в дни Страстной недели - одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф,
давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный
христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания
Господом.
Источник: http://www.pravmir.ru |