Если мы обратимся к истокам, то
увидим, что уже в ветхозаветные времена пост составлял один из основных
элементов аскетической жизни. Постились люди в знак покаяния, постились пророки
и учители Израилевы перед выходом на проповедь и служение. Постились и цари, и
простолюдины для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние и через
воздержание явить Богу свою любовь.
Мы знаем, что Христос начал Свое
общественное служение после Крещения с того, что удалился в пустыню и провел
там сорок дней в посте, после чего был искушаем диаволом. Иисус Христос,
Который был Богом Воплотившимся, по человеческому Своему естеству нуждался в
укреплении, в подготовке духовной, душевной и телесной к Своему служению. И
именно поэтому перед выходом на проповедь Он удалился в пустыню и там постился
– ничего не ел и не пил.
Что же такое пост? Если говорить о
внешней стороне, то пост – это телесное воздержание, воздержание от той или
иной пищи. В современной практике это прежде всего воздержание от скоромной
пищи, то есть мясных, молочных и вообще животных продуктов. За исключением
строгих постов, разрешается, впрочем, вкушение рыбы. В строгие посты, кроме
того, не разрешается употребление алкогольных напитков. Пост сопряжен также с
воздержанием в брачных отношениях.
Но все это – лишь внешняя сторона
дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а
для того, чтобы достичь высот на нашем духовном пути. Невкушение той или иной
пищи не должно быть самоцелью. Ведь существует много причин, по которым человек
не может соблюдать телесный пост, – например, болезнь, старость, нищета. Пост
предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь.
Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от скоромной пищи. И
нужно помнить, что Церковь никогда и никому не предписывает совершать насилие
над своим естеством, не призывает нарушать предписания врачей.
Прежде всего, прочитаю небольшой
отрывок из Книги пророка Исаии:
Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты
не знаешь? Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких
трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы
дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был
услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, – день, в который томит
человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя
рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост,
который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных
отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и
скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его, и от
единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и
исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава
Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
возопиешь, и Он скажет: "Вот Я!” Когда ты удалишь из среды твоей ярмо,
перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу
твою, и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой
будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет
насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад
и как источник, которого воды никогда не иссякают (Ис. 58:3–11).
Мы должны поститься не для "распрей
и ссор”, но для того, чтобы примириться с Богом и друг с другом. Пост должен
высвобождать нашу духовную энергию для добрых дел.
По словам пророка, пост заключается
в том, чтобы одеть нагого, накормить голодного, разделить хлеб свой с ближними.
Сущность поста выражена в словах: "отдай голодному душу твою”. Пост – это
время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собою ради других.
Время Великого поста дано нам именно для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь
в этой перспективе. Это гораздо важнее и гораздо труднее, чем просто
воздерживаться от какой-то пищи. Если в несоблюдении поста телесного мы нередко
можем найти себе оправдание (болезнь, путешествие, недостаток материальных
средств и т. д.), то в том, что мы не работаем по-настоящему над своей душой,
над своим сердцем, нам нет извинения.
Церковь призывает нас отнестись к
посту творчески: "возрастим данные нашей душе дарования”. Пост – это время,
когда мы высвобождаем себя для того, чтобы душа наша раскрылась по отношению к
Богу, к Церкви и к людям. Великий пост этому особенно помогает. Не случайно он
по времени выпадает на весну. В течение года природа проходит определенный
цикл: возрастание, затем цветение, зрелость, увядание и долгая изнурительная
зима. Это можно сравнить с состоянием нашей души. Бывают времена, когда душа
наша возрождается, расцветает, но потом снова охладевает, мы становимся
равнодушнее, погрязаем в наших земных делах: наступает осень, затем зима души.
Но всякий раз Великий пост приходит как новая духовная весна, давая нам
возможность духовно обновиться, процвести цветами добродетелей, принести плоды
покаяния.
Великий пост готовит к Страстной седмице, к встрече
со Христом. Смысл, цель и сердцевина поста заключается именно в том, чтобы,
подражая Христу, мы все более и более к Нему приближались; в том, чтобы, очищая
душу и тело, мы оказывались все более способными воспринять в себя ту духовную
Весть, – преображающую, исцеляющую и воскрешающую, – которую приносит нам
Господь Иисус Христос.
Источник: http://www.pravmir.ru/article_910.html |